Внимание как апперцепция в теории В.Вундта

Комментарии к записи Внимание как апперцепция в теории В.Вундта отключены

Центральной проблемой исследований В. Вундта стало разграничение явлений внимания и сознания. Для этого он использовал метафору зрительного поля. Наиболее отчетливо воспринимаемое содержание находится в точке фиксации зрительного поля (фокусе), менее отчетливо — распределено в обычном поле зрения или на его периферии. Таким образом, по В. Вундту, внимание представляет собой одну из характеристик или свойств сознания.

MusicЗаслугой В. Вундта является измерение объема сознания: около шести ассоциативно связанных объектов. Для измерения объема сознания он использовал мелодический ряд, включающий разное количество тактов. Он предлагал испытуемым прослушать ряд, состоящий из одного, двух, трех и т.д. тактов.

Такты могли быть различной степени сложности: двухдольные (тик-так), трехдольные (ритм вальса: и — раз — два — три) и т.д. Ряды предъявлялись последовательно. Испытуемые должны были определить, одинаковы они или нет. При этом испытуемые давали правильные ответы даже для восьми двухдольных рядов.

Однако не все мелодии воспринимались ими ясно и отчетливо. Такт, воспринимаемый в данный момент, выделялся с большей отчетливостью, следующий был менее отчетлив и так вплоть до полного исчезновения ощущения.

В. Вундт предположил, что только такт, воспринимаемый в данный момент, находится в фокусе сознания, а все остальные удерживаются за счет ассоциативных связей с фокусом. Предъявляя испытуемым матрицы со случайным набором букв или изолированных звуков, которые им не удавалось объединить в такты, он определил, что объем внимания равен шести сложным элементам.

Для описания содержания сознания (и внимания) В. Вундт использовал предложенные Г. Лейбницем термины: «перцепция» и «апперцепция». Перцепцией он называл вхождение содержания в сознание, апперцепцией — сосредоточение внимания на определенном объекте, т.е. вхождение его в фокус сознания.

По мнению В. Вундта, наша способность к осознанию не является постоянной и зависит от характера воспринимаемого материала. Если мы воспринимаем набор случайных элементов, объем сознания и внимания совпадают. Границей сознания становится граница внимания (внимание = сознание).

Если же перед нами стимул, который состоит из множества взаимосвязанных элементов, то апперцептируемое (находящееся в фокусе) и перцептируемое (то, что выходит за пределы внимания) сливаются в единое целое. При этом сознание «расширяется» (сознание > внимания), а апперцепция осуществляет связующую функцию между элементами сознания.