Методы определения абсолютного порога ощущения

Комментарии к записи Методы определения абсолютного порога ощущения отключены

Методы, традиционно используемые для определения абсолютного порога, были разработаны Г. Фехнером. К ним относятся: метод границ, метод постоянных раздражителей и метод средней ошибки.

Gustav FechnerМетод границ, или минимального измерения, заключается в проведении серии опытов по увеличению и уменьшению интенсивности раздражителя до тех пор, пока испытуемый не зафиксирует исчезновения ощущений, с последующим подсчетом среднего показателя фиксаций всех участников исследования. Его вариантом является метод лестницы. Экспериментатор сначала предъявляет стимул, интенсивность которого ниже предполагаемого порога чувствительности. Получив ответ «нет» (ощущения), он увеличивает интенсивность до тех пор, пока испытуемый не обнаружит ощущения стимула, т.е. до получения ответа «есть». Затем экспериментатор меняет направление воздействия: уменьшает интенсивность раздражителя до исчезновения ощущения. Показателем порога является среднее значение двух показателей.

Метод постоянных раздражителей предполагает воздействие стимулами в широком диапазоне и в случайном порядке. Испытуемый каждый раз фиксирует присутствие стимула (наличие ощущений). Для стимулов разной интенсивности рассчитывается процент случаев, в которых ощущения имели место. Интенсивность стимула, обнаруженного более чем в 50 %, принимается в качестве меры абсолютного порога.

Метод средней ошибки, или процедура уравнивания стимулов, предусматривает непосредственный контроль интенсивности стимула испытуемым, т.е. интенсивность раздражителя доводится до едва распознаваемого уровня, который и признается пороговым.

Порог различения, или дифференциальный порог, — это минимальное различие в силе двух однотипных раздражителей, необходимое для изменения силы ощущения. Иными словами, он показывает, какую «часть» первоначальной силы раздражителя нужно добавить, чтобы получить едва заметное различие. Этот порог различен для каждой модальности ощущений:

  • для зрительных ощущений — 0,01, т.е., чтобы ощутить изменение яркости света, необходимо к 100 свечам (лампочкам) добавить как минимум 1;
  • для слуховых ощущений — 0,1, т.е., чтобы получить едва заметное усиление громкости пения хора, нужно к 100 певцам добавить еще 10;
  • для вкусовых ощущений — 0,2, т.е. 20 % от исходного значения.

Все эти данные являются следствием закона Бугера — Вебера.