Психологическая мысль в эпоху Возрождения

Обсуждение закрыто

Николай Кузанский (1401-1464) рассматривал процесс познания как бесконечное совершенствование человеческих знаний. Он выделил следующие ступени:

  • чувственное познание,
  • рассудочное познание,
  • синтетическое познание интеллекта – разума,
  • интуитивное (мистическое) познание.

Более высокой по отношению к рассудку познавательной способностью Николай Кузанский признавал разум (intellectus).

Для науки Нового времени было характерно, во-первых, развитие экспериментально-математического естествознания, которое включало изучение физического тела как организма с его психическими свойствами, а во-вторых, значительное усиление интереса к проблемам познания.

bekonФрэнсис Бэкон (1561-1626), основоположник английского эмпиризма, сформировал новую систему научного мировоззрения. Если в античности овладение знанием осуществлялось с целью достижения удовольствия, а в Средневековье – ради божественной благодати, то Ф. Бэкон критерием его ценности провозгласил силу: «Мы столько можем, сколько знаем». Знание - это уже не откровение и не презрение, истинное знание есть знание причин.

Ф. Бэкон выдвинул идею единой науки о человеке. Он также признавал существование двух видов души: чувственной и разумной (мыслящей). Чувственная душа – невидимая жидкость, разжиженная теплотой, движется по трубкам – нервам и воздействует на все члены организма. К функциям души (Ф. Бэкон их называет «способностями») относятся:

  • способность ощущения и выбора (для чувственной души),
  • разум (интеллект),
  • рассудок,
  • воображение,
  • память,
  • желание (влечение),
  • воля (для рациональной, разумной души).

Ощущения, представления и понятия есть результат воздействия внешних предметов на наши чувства. Образы явлений, по мнению ученого, входя посредством чувств в сознание, не исчезают бесследно: они сохраняются душой. Душа собирает их в памяти, подражает им в воображении или перерабатывает их в понятия с помощью рассудка.