Психология как наука о душе
Первые упоминания о душе можно найти в мифологическом периоде и их можно обозначить термином анимизм. Душа в анимистическом учении – это особая материя, некая субстанция (например, воздух). Душой, подобной воздуху, согласно анимистическими представлениям, были наделены как живые, так и неживые существа.
Наши предки верили, что окружающий мир связан с апиту (от лат. дух, душа) — верой в скрытый за видимыми вещами сонме духов (душ). Такие духи способны были покинуть человеческое тело с последним вздохом, а по некоторым учениями (например, знаменитого философа и математика Пифагора), они бессмертны и вечно путешествуют в телах животных и растений. Древние греки называли душу словом «психе», что и дало название науке «психология».
Душа в мифологическом представлении вполне подчинена представлению о фатум, неотвратимость заранее определенной судьбы, противостоять которой было бесполезно. Черная и белая магия, которая якобы противостояла фатум, в действительности была и фатально запрограммирована способом практического действия.
Человек не был хозяином своей судьбы, от его в жизни ничего не зависело. Также в мифологическом мировоззрении наших предков можно было обнаружить синкретизм (единство мира, общества и человека).
В общественном сознании на протяжении долгих лет господствовала мифологическая картина мира, согласно которой тела заселяют души (их «двойники» или «призраки»), а жизнь полностью зависит от решений и желаний богов. Древние верили, что увидеть во сне собственную душу предрекает неминуемую погибель. Современный сонник содержит множество трактовок о душе. Однако, такие сны действительно предрекают несчастье.
Впоследствии произошел переход от анимизма к гилозоизму (греч. «hyle», что означает вещество, материю и «zoe» — жизнь), который рассматривал весь мир как универсум, где космос считали живым. Границы между живым, неживым и психическим не делали. Все это рассматривали как порождение единой первичной материи (проматерии).
Однако новое философское учение стало значительным шагом на пути познания природы психического, стало альтернативой анимизма. Гилозоизм впервые рассмотрел душу (психику) с точки зрения общих законов естества, упрочил непреложный и для современной науки постулат о начальной вовлеченности психических явлений в круговорот природы.